Воронеж Понедельник, 17 Июня
Общество, 19.05.2019 21:00

Как дважды разрушенное предприятие Воронежа стало обслуживать Сергея Шойгу

Этот промышленный объект несколько раз в буквальном смысле приходилось восстанавливать из руин.

На минувшей неделе стало известно, что Воронежский шинный завод (контролируется итальянским Pirelli) начнет выпускать продукцию для элитных кабриолетов Aurus. Сейчас такие ВИП-автомобили пока используют только для государственных нужд. К примеру, на Параде Победы в Москве глава Минобороны РФ Сергей Шойгу ехал на Aurus. Кстати, в момент торжества на 9 мая на кабриолете, где стоял генерал армии, уже были шины, произведенные именно в Воронеже. Линейку покрышек для элитных авто назовут Scorpion. Каждое колесо будет выдерживать до 1060 кг, а максимальная скорость, на которую будут рассчитаны покрышки, составит 270 км/ч.

Еще раньше наше издание писало о том, что в Воронежский шинный завод итальянская компания Pirelli вложила около 130 млн евро. Больше всего инвестировалось в повышении безопасности на производстве. В итоге, компания добилась того, что сейчас Воронежский шинный завод стал одним из самых высокотехнологичных в мире. А в планах итальянцев увеличить мощности предприятия вдвое. Планируется, что в расширение завода будет вложено 100 млн евро. Инвестиционный проект рассчитан на три года.

Как бы то ни было, но такая радужная картина была не всегда на Воронежском шинном заводе. Это предприятие два раза возрождалось буквально из пепла. Были годы, когда завод стоял на краю своего исчезновения, и его сотрудники ощущали предстоящий коллапс, как данность. В данном материале мы хотели бы рассказать трудную и полную порой драматических моментов историю Воронежского шинного завода.


Расчищать территорию под предприятие начали на улице Ростовской, 41, в 1946 году. Завод начали строить и раньше, но помешала Великая Отечественная война. Однако к проекту вернулись и начали усиленными темпами воплощать его в жизнь. Во время работ по расчистке территории, кстати, нередко находили невзорвавшиеся снаряды, бомбы и мины. Трудились измученные и голодные люди, среди которых преобладали женщины и подростки. Их работа длилась полный рабочий день, а затем они шли в свои тесные полуразрушенные клетушки, где ютилось по 10 человек в одной комнате.


Восстановление разрушенного завода

Параллельно со строительством предприятия велась и подготовка персонала. Для этого молодых людей отправляли постигать азы производства шин на Куйбышевский, Кемеровский, Московский, Ленинградский, Ярославский, Одесский, Рижский заводы. Стажерам передавался опыт, как в теории, так и в практике.

В итоге, в 1948 году начали работу шиноремонтная и механическая мастерские. Более того, в то же время запустили столярный участок, склад сыпучих материалов. Около будущего предприятия построили дома, где дали квартиры персоналу. И вот, в 1950 году Воронежский шинный завод выпустил свою первую партию продукции. Ее отправили на тестирование в ВНИИ шинной промышленности. Там признали продукцию приемлемой к использованию, и после этого завод начал работать на массового потребителя.

Изначально на предприятии выпускали шины для автомобилей трех типов: 9.00-20 (модель Я-37), 7.50-20 (модель Я-38) и 6.50-20 (модель И-26). Сырье бралось на Воронежском синтезкаучуке, а также на точно таком же заводе в Ефремове. Сначала количество брака и некондиции было довольно большим. Однако в условиях послевоенного дефицита и разрухи шины с Воронежского завода разбирались быстро. Как бы то ни было, но к 1951 году на предприятии трудилось 24 бригады, которые состояли из передовых рабочих. Они делали шины безо всякого брака. Так, завод стал изготавливать только самую годную продукцию.


В 50-е и 60-е годы прошлого столетия завод активно развивался. На нем проходили обучение, а затем и поступали на работу тысячи человек. Шины, выпущенные на предприятии, пользовались все большим спросом. Вот, что в 1969 году писала о заводе воронежская газета «Коммуна»:

- Учитывая, что постоянно совершенствуются автомобили, коллектив завода наметил освоить серийное производство шин для самосвалов большой грузоподъёмности БелАЗ-549 и для гоночных автомобилей. На 100 тысяч штук будет также увеличен выпуск шин повышенной ходимости – типа «Р. А, чтобы обязательства более успешно претворялись в жизнь, намечено повысить квалификацию у 1670 человек и подготовить 850 новых рабочих, - писала газета.


Рабочие предприятия на Первомайской демонстрации

В 60-е годы продукция завода поставлялась не только в регионы СССР. Ее также продавали в такие страны, как Болгария, Куба, Румыния, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Египет, Индия. К 1966 году предприятие наградили Орденом Ленина. Кроме того, директор завода Виктор Шерстюку, сборщики Николай Богатыреву и Ольга Лелецкая получили звания Героев Социалистического Труда. Предприятие ежегодно совершенствовалось несмотря на то, что его часто упрекали в загрязнении воздуха, тяжелый условиях труда и удаленности от прибрежной части Воронежа.

Изменения для завода начались в середине 80-х годов, когда Михаил Горбачев запустил известную все «Перестройку». На предприятии стали создаваться Советы трудовых коллективов, институты хозяйственного самоуправления, Госприемка. Провозглашенные Горбачевым хозрасчет, самоокупаемость и ускорение были выгодны воронежским шинникам. Их продукция была дефицитным товаром, поэтому многие отечественные автолюбители считали большой удачей купить товар по государственной цене. Пусть даже не «радиалку», а «диагоналку».


Воронежский шинный завод в 80-е годы

Как бы успешно не использовал для себя экономические изменения шинный завод, 90-е годы он переживал болезненно. Сотрудникам начали задерживать зарплаты, и часто случалось, что руководство вместо денег предлагало рабочим брать выпущенный ими товар. А после либерализации цен и открытия таможенных границ в Воронежхлынула продукция из Европы. Шинный завод стал не выдерживать конкуренции.

- Производство испытало серьезные трудности. К тому же уровень хищений на заводе заметно вырос. После 1992 года, когда прошла ваучерная приватизация, Воронежский шинный завод стал акционерным обществом (с 1995 г. — АООТ, а затем ОАО «Воронежшина»). Началась эпопея перехода акций из одних рук в другие. Основными акционерами ОАО «Воронежшина» становились то индус Судхир Гупта, то холдинг Амтел-Фредештайн (Amtel—Vredestein), то СИБУР, и, наконец, итальянский брэнд Пирелли (Pirelli). Это были непростые для Воронежского шинного завода времена. Новые собственники, покупавшие бизнес, на первом этапе не осознавали масштаб проблем, стоящих перед предприятием. Заводу требовалась фундаментальная модернизация и гигантские инвестиции. В то же время внешние шоки все время дестабилизировали маркетинговую, финансовую и сбытовую политику заводского менеджмента, - говорит воронежский доктор экономических наук Вадим Галкин.


С 1998 по 2005 года шинный завод прошел все стадии банкротства. Его исключили из реестра юридических лиц. На базе предприятия создавалась новая компания ОАО «Амтел-Черноземье». Новая организация стала вкладываться в переоборудование производства. Но этим планам помешал экономический кризис 2008 года. Из-за ухудшения рыночной конъюнктуры «Амтел-Черноземье» обанкротилось.

Но вот, в начале этого десятилетия холдинг СИБУР создал компанию «СИБУР – Русские шины». Организация получила операционный контроль над акциями «Амтела». Через год компания была продана российско-итальянскому совместному предприятию, состоящему из Pirelli и Ростехнологий. В предприятие начались большие вливания денег, и его, по сути, восстановили из руин второй раз.


Илья Ершов


Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Воронеж: известный и неизвестный  
События: производствоСобытия: КраеведениеСобытия: ИсторияОрганизации: ЗаводОрганизации: промышленные предприятия
1
1
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое